Изменение в порядке урегулирования налоговых споров

Главная  Статьи по вопросам правоприменения  Изменение в порядке урегулирования налоговых споров

ИЗМЕНЕНИЕ В ПОРЯДКЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Поправки, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 02.07.2013 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», вступившие в силу с 01.01.2014 года призваны уменьшить судебную нагрузку, приходящуюся на налоговые споры.

Законом внесены изменения, касающиеся порядка и сроков досудебного обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц.

Ранее, с 2009 года в НК РФ был установлен досудебный порядок обжалования одного из видов налоговых споров, а именно решений, выносимых налоговым органом по результатам налоговых проверок. Нововведение законодателем было предпринято и введено в оборот по аналогии с рядом административных споров, где обращение в суд было недопустимо без представительной попытки урегулирования конфликта в досудебной, то есть административном порядке, как правило путем обращения в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Суд, установив отсутствие досудебного порядка урегулирования спора, оставлял заявление налогоплательщика без рассмотрения.

Таким образом, в 2009 году на законодательном уровне была введена практика обязательного административного обжалования в вышестоящий налоговый орган решений по налоговым проверкам. Вступивший в силу закон фактически заканчивает переход на обязательный досудебный порядок обжалования налоговых споров, так как с 1 января 2014 года этот порядок распространен и на иные акты налоговых органов ненормативного характера и на действия (бездействие) должностных лиц.

Итак, НК РФ ввел дополнительное понятие – «жалобы». Только определенные обращения, подпадающие под это определение, будут рассматриваться в установленном Кодексом порядке, а главное, именно в этом случае для налогоплательщиков досудебный порядок урегулирования спора будет обязательным. Жалоба - это обращение, содержащее информацию о нарушении прав налогоплательщика каким-либо актом налогового органа, а также действием или бездействием должностных лиц. Прочие обращения налогоплательщиков, например, информационное обращение или запрос о разъяснении порядка налогообложения будет рассматриваться в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В ином порядке ФНС рассматривает, поступающие жалобы на многочисленные акты и действие (бездействие) должностных лиц налоговых органов, прямо не связанных с полномочиями и функциями, осуществляемыми в соответствии с Кодексом, например, при осуществлении возложенных на них функций в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами. В частности, при государственной регистрации, рассмотрении дел об административных правонарушениях, оказании государственных услуг и т. д. В отношении обжалования таких актов и действий (бездействия) налоговых органов установлены специальные нормы, регулирующие порядок обжалования.

Таким образом, жалобы, обращения, заявления, поданные в ФНС в соответствии с положениями закона № 59-ФЗ, КоАП, Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления правительства РФ от 16.08.2012 N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (действия (бездействия) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации», не рассматриваются в установленном НК порядке, и на них правило об обязательном досудебном обжаловании не распространяется.

Основным изменением является распространение уже существующего порядка обязательного досудебного урегулирования налоговых споров на все споры, а не только на решения по налоговым проверкам, а также введение ускоренной процедуры рассмотрения споров по действиям и бездействию должностных лиц налоговых органов – 15 дней.

Таким образом, в отличие от предыдущего порядка (до вступления в силу изменений) согласно новой редакции статьи 138 НК РФ досудебное обжалование становится обязательным не только для вынесенных в соответствии со ст. 101 НК РФ решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ, но и для принятых в порядке ст. 101.4 НК РФ о привлечении к ответственности за иные правонарушения.

Обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ) означает, что все акты налоговых органов ненормативного характера, действие или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Исключения из приведенного общего правила, помимо изложенного ранее, когда действия органов приняты не в соответствии с НК РФ имеются в двух случаях. Во-первых, ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как вышестоящем органе, так и в суде (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ), а во-вторых, ненормативные акты ФНС России и действе (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде (абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Общий срок подачи жалобы увеличен с трех месяцев до одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Вместе с тем решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Именно в указанный срок должна быть подана апелляционная жалоба.

Закон исключил возможность подавать жалобу вышестоящему должностному лицу. При обжаловании акта территориального налогового органа, действия или бездействия должностного лица, жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, но при этом, подается через тот орган, акт, действия (бездействие) которого обжалуется. Налоговый орган (Инспекция), акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения по существу.

Ни чего страшного не произойдет и сроки на обжалование не истекут, если жалоба подана с нарушением порядка подачи, а именно, если жалоба направлена непосредственно в вышестоящий налоговый орган. Такая жалоба будет рассмотрена, поскольку в НК РФ по аналогии с соответствующими судебными процессуальными кодексами предусмотрены основания для оставления жалобы без рассмотрения. Такие основания ограничены и к ним относятся: жалоба не подписана или не представлены документы, подтверждающие полномочия; жалоба подана после истечения срока подачи жалобы; после подачи жалобы она была отозвана налогоплательщиком или ранее жалоба была подана по тем же основаниям. Когда жалоба подана напрямую в вышестоящий орган, налоговым органам просто понадобится дополнительное время для запроса документов в территориальную инспекцию.

Обращаем внимание на то, что сейчас в НК предусмотрена возможность дополнительно в добровольном порядке обжаловать в ФНС решения по жалобам, которые вынесены региональными управлениями. Этот порядок распространяется на решения, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы.

Налогоплательщикам необходимо соблюдать стадийность подачи жалоб, для исключения из перенаправления и, тем самым, затягивания сроков.

Если налоговым органом затягивается срок рассмотрения жалобы, Налоговым кодексом специально предусмотрены положения, которые позволяют налогоплательщикам в случае пропуска срока налоговым органом на вынесение решения идти в суд (абз. 2 п. 2 ст. 138 НК РФ). Положение Кодекса корреспондирует со сложившейся практикой о том, что факт обращения налогоплательщика в налоговый орган уже свидетельствует об обращении для урегулирования налогового спора, то есть соблюдения обязательного порядка рассмотрения спора.

Срок рассмотрения иных жалоб (на действие (бездействие) должностных лиц налоговых органов, на решения, вынесенные в порядке ст. 101.4 НК РФ) уменьшен с 1-го месяца до 15-ти дней со дня получения жалобы. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов, необходимых для рассмотрения жалобы, или предоставления лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Кодексом предусмотрена возможность предоставления налогоплательщиком дополнительных документов, которые будут рассмотрены, если налогоплательщик представил пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов. Этот порядок распространяется на жалобы по решениям территориальных инспекций о привлечении (об отказе) к ответственности. Например, если налоговый орган не выставлял требование о предоставлении документов или документы были восстановлены. Только если причины будут признаны уважительными, документы учтут при рассмотрении жалобы.

Кодексом предусмотрены форма и содержание жалобы. Несоблюдение этих требований не будет причиной оставления жалобы без рассмотрения, кроме случаев неподписания и непредставления документов, подтверждающих полномочия, однако налогоплательщикам следует внимательно относиться к этим требованиям. Кодексом, таким образом, предусмотрен исчерпывающий перечень, служащий основанием для оставления без рассмотрения жалоб налогоплательщиков.

Налоговый орган должен уведомить налогоплательщика в сжатые сроки – 5 рабочих дней об оставлении без рассмотрения жалобы. Что направлено на гарантию прав подателя жалобы устранить недостатки и подать жалобу вновь.

Необходимо обязательно указать предмет спора – указать или описать акты, действия (бездействие), которые, по мнению налогоплательщика, нарушают его права; изложить претензии к ним, причины, по которым налогоплательщик считает, что эти акты, действия (бездействие) являются незаконными.